Библиотека

Т. В. Ткачева, 2011
Системный подход к процессу социально-психологической помощи
детям и подросткам//Опыт, проблемы и перспективы социально-экономического развития и социального управления в России и за рубежом, с.289-295//Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2011.-310 с.
Рассмотрим вопросы социально-психологической поддержки детей и подростков на примере деятельности Кронштадтского центра психолого-медико-социального сопровождения. Одной из задач Центра является развитие социальных навыков детей и подростков, их социализация. Это предполагает работу с детьми и их семьями по преодолению социальной беспомощности по отношению к  адаптации к жизни в социуме, по обеспечению комфортного самочувствия при решении личных и социальных задач, по развитию гибкости в поведении/мышлении и умения договариваться, выявлять собственные потребности, считаться с правами окружающих, находить пути выхода из создавшейся ситуации.
Наш опыт показывает, что ребенок, как элемент семейной системы, впитывает в себя все гласные и негласные законы, по которым живет его семья, все семейные ценности, которые транслирует его окружение через своё поведение, реакции, то есть обратную связь на какие-либо события, вне зависимости от вербальных посылов, которые могут либо совпадать с поведением окружения, либо ему противоречить.  Поэтому, главным для успешной социализации ребенка или подростка является необходимость социально-психологической работы со значимыми взрослыми, как правило,  родителями ребенка. Хорошо, если в данный процесс включены такие социальные институты как учреждения образования, здравоохранения и другие, плотно вплетенные в жизненное пространство ребенка. Однако опыт показывает, что даже при активном включении одних только родителей в программу развития социальных навыков их детей, для ребенка складываются необходимые и достаточные условия формирования необходимых социальных качеств,  способствующих адекватному поведению и комфортному самочувствию в социальной действительности.
Ключевым моментом в данной работе с родителями является научение их выстраивать с детьми и друг с другом четкие, адекватные границы, передавать ответственность детям и другим членам семьи за обеспечение своих насущных потребностей, умение жить своей жизнью и признавать такое же право за другими людьми.
Проблема отсутствия четких границ ответственности во взаимодействии отдельных людей и определенных групп в настоящее время превратилась в социальную проблему и требует четко продуманных мер на всех уровнях государственного взаимодействия, в том числе и в семейной системе. Поэтому, необходимо понимать, что и гражданское общество, как система, и производственная или профессиональная группа людей, как система, и семья тоже как система подчинены одним и тем же законам причинно-следственных связей системных изменений. И недооценивать эти законы невозможно. Важно понимать, что любое действие, влечет за собой определенные последствия, которые не обязательно наступят завтра, как правило, их проявление отсрочено по времени. И ребенок или подросток, как элемент этой системы, находится так же в определенной связи с теми проявлениями, которые в ней только что произошли, и последствиями, которые произойдут завтра. Поэтому нецелесообразно вкладывать социально-психологические усилия лишь в отдельно взятого ребенка, так как он зависим от своих родителей (хотя при определенных его качествах и уровне зрелости его действия могут стать тем пусковым механизмом, который запустит все необходимые процессы восстановления семейных отношений и взаимодействий), а необходимо работать со всей семьёй, используя системный подход.
Как правило в наше учреждение по данному вопросу обращаются  родители в состоянии беспомощности, в тот момент, когда ситуация доведена до тупиковой или кризисной. Обращение происходит тогда, когда перепробованы все имеющиеся в арсенале методы воздействия на ребенка, но это не привело к ожидаемому результату. Что делали родители? Они упрощали ситуацию до той, в которой, по их мнению, они уже могли ориентироваться сами без помощи, или рассматривали какой-то отдельно взятый элемент ситуации. Проблема заключается в том, что в результате им приходится иметь дело с разрозненными фрагментами, по сути отдельными «паззлами» картины, общее, целостное видение которой ускользает. И по этой причине любые усилия, направленные на отдельно взятую часть проблемы, не приводят к ожидаемому эффекту, силы растрачиваются, а проблема остается. Поэтому, вторым важным моментом является то, что мы рассматриваем семью как целостную систему, с определенными связями, развивающуюся по определенным системным законам, и транслируем необходимость рассматривать внутренние её процессы исходя из принципов системного мышления.
Д. О. Коннор и Я.МакДермотт в работе «Искусство системного мышления»  очень четко описали все выгоды от применения данного подхода [1].
«Какую пользу может принести системное мышление?
  Вы получите возможность лучше управлять своей жизнью, если научитесь видеть закономерности, управляющие происходящими в ней событиями. Это означает, что вы сможете контролировать свое здоровье, работу, финансы и личные взаимоотношения. Вы больше не будете беспомощны перед грядущим, а сможете предсказывать события и готовиться к ним.
  Вы получите более эффективное средство для решения проблем и более действенные мыслительные стратегии, будете не просто лучше решать проблемы, но и сумеете изменить порождающее их мышление.
  Останутся в прошлом или, по крайней мере, станут более редкими дни, когда вам приходится «напрягаться изо всех сил». Решая проблемы, мы зачастую упорно ломимся в «открытые двери» и только потом выясняем, что нужно было всего лишь потянуть ручку на себя. Системное мышление как раз и заключается в том, чтобы знать, с какой стороны расположены петли и в какую сторону открывается дверь. Если вы это знаете, то достаточно легонько толкнуть ее (или потянуть на себя).
  Системное мышление - это основа четкости в мыслях и общении, это путь к тому, чтобы видеть больше и дальше. Очевидные обьяснения иногда неверны, а правота не всегда на стороне большинства. Видя другую, более широкую картину, вы сможете точнее понять происходящее и действовать так, чтобы в долгосрочной перспективе получать наилучшие результаты.
  Системное мышление поможет вам уйти от поисков вины — в себе или в других. Такие действия бесполезны, поскольку, как правило, люди делают все возможное в рамках той системы, в которой находятся. Исход определяется ее структурой, а не их стараниями. Чтобы усилить свое влияние, нужно понять структуру системы.
           ■  Системное мышление необходимо, чтобы более эффективно управлять собой и другими. В бизнесе оно поможет вам постичь сложность процессов, и вы сможете понять, как их улучшить. Системное мышление учит создавать команды и направлять групповую работу, потому что любая группа или команда действует как система» [1. С.21-22].
Опираясь на вышесказанное, становится понятным, почему в работу по социализации подростка, в первую очередь включаются родители. При удачном прохождении программы родителями самому ребенку социально-психологическая помощь может даже и не потребоваться.
Итак, с какими же проблемами наиболее часто встречающимися обращаются в наш центр родители?
1. Проблема зависимого поведения, порождаемая социальной беспомощностью  в решении внутрисемейных противоречий и трудностей.
2. Проблема насилия в семье, как эмоционального, так и физического, выражаемая в неумении адекватно реагировать на поведение членов семьи в ходе повседневного общения с подростками   и друг другом, справляться с собственными эмоциональными проблемами.
3. Проблема отсутствия здоровой модели внутрисемейных взаимоотношений, из-за    недостаточности    знаний    и    навыков    членов семьи и служб, работающих с семьей,    для    моделирования здорового, эффективного внутрисемейного взаимодействия.
Основная цель работы – создание условий  для трансляции здоровой модели семейных взаимоотношений и  обучения семьи преодолению  ее социальной беспомощности, которая является источником многих социальных проблем, таких как эмоциональное и физическое насилие, различные формы зависимостей, психосоматические заболевания, а также, трансляции здоровой модели семейных взаимоотношений.
Задачи:
1.     Психологическая помощь членам семьи в преодолении трудностей построения здоровых отношений внутри семьи.
2.      Обучение членов семей здоровым формам взаимодействия.
3.     Обучение членов семей методам эффективного выстраивания отношений.
4.     Организация работы групп социальной поддержки с населением по месту жительства, и другим различным признакам, в том числе и с со-зависимыми членами семей.
Целевая группа проекта – семьи, готовые работать со своими проблемами, создающими высокий риск дисфункционального семейного развития.
Описание целевой группы.  Семья, в каждый момент времени, движется либо к социальному «выздоровлению», либо к «болезни». Здоровые семьи, в отличие от «больных», признают свои проблемы и открыто ищут помощи в решении этих проблем (конфликты супругов, начало употребления детьми и другими членами семьи психоактивных веществ, правонарушения детей, плохая успеваемость и т.д.).  Поэтому целевой группой проекта являются здоровые семьи, которые осознали свою проблему и ищут помощи. Семья, имеющая проблему, но не получившая помощь своевременно, постепенно начинает делать секрет из проблемы и превращается в нездоровую и дисфункциональную.
Методы и формы работы:
 Методы работы:
-         социальное проектирование;
-         развивающий диалог.
Формы работы:
-         индивидуальное и групповое консультирование членов семей;
-         семейное консультирование;
-         игровое консультирование детей до 10 лет;
-          обучение членов семей.
Ожидаемый результат. Семья, как любая  сложная система, проходит изменения медленно и неравномерно, с запаздыванием, поэтому необходимо в каждом конкретном случае оценивать степень продвижения по пути «выздоровления» семьи, не ожидая незамедлительных конкретных результатов. Однако результаты условно можно ранжировать в последовательность семейных достижений, таких как:
-  семья и ее члены перестают чувствовать себя беспомощными;
-         приходит успех в решении конфликтных, повторяющихся ситуаций;
-         появляется эмоциональная устойчивость;
-         приходит понимание того, что происходит и почему так происходит;
-         изменяется поведение одного члена семьи, что влечет за собой изменение поведения остальных членов семьи, происходит изменение семейной системы;
-         появляется новый способ взаимодействия семьи;
-         семья становится открытой, оказывает поддержку каждому члену семьи;
-         становится возможным управление собственной жизнью;
-         появляется опыт совместного решения проблем;
-         возникает системное видение проблемных ситуаций и знание того, что надо сделать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий